В Украине достаточно распространенными на сегодняшний день являются многие социальные мифы, в том числе и мифы о насилии. Большинство граждан (76,6% опрошенных) убеждено, что домашнее насилие в наше время – редкость, однако это не так. Насилие совершается в 80% семей, а в 39% семей оно носит постоянный характер. Кроме того, благодаря многочисленным исследованиям доказано, что психологическое (эмоциональное) насилие наносит личности несравнимо больший вред в сравнении с физическим. В нашем обществе распространена точка зрения, что домашнее насилие – дело сугубо внутрисемейное и вмешиваться в дела семьи не стоит – сами разберутся. Однако жертвы насилия в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с ситуацией и продолжают терпеть насильственные действия со стороны своих ближайших родственников. Зачастую им необходима не столько материальная или фактическая, сколько моральная и информационная поддержка.
Виды насилия над детьми и их влияние на детей.
1. Физическое насилие действие или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические показатели)
· при повреждении любых органов тела происходит нарушение в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;
· дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношениях с другими людьми;
· могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, боятся взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
· страх физического контакта, боязнь идти домой;
· тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Медицинские показатели физического насилия над ребенком:
· Раны и синяки (разные по времени возникновения; в разных частях тела, например на спине и груди одновременно; непонятного происхождения; имеют особую форму предмета, например пряжки ремня, ладони, прута).
· отказ от медпомощи, противоречивые объяснения происхождения повреждений.
· повторяющаяся госпитализация.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем. Взрослые, пережившие в детстве насилие, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги.
2. Отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические показатели):
· не растет, не набирает веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
· брошенный без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
· не ходит в школу, прогуливает школу либо наоборот, приходит в школу слишком рано а уходит слишком поздно;
· нет прививок, плохая гигиена кожи;
· устает, апатичен, отклонение в поведении, вандализм.
3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психологическое насилие):
· обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
· принижение его успехов, унижение его достоинства;
· отвержение ребенка;
· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы, и безопасности со стороны родителей;
· принуждение к одиночеству;
· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
· похищение;
· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка
· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
· импульсивность, взрывной характер, дурные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
· уступчивость, податливость;
· ночные кошмары, нарушения сна страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ «да», то необходимо обратиться за помощью.
ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:
· поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно, если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями,
эмоции соответствуют пережитому состоянию;
· не осуждайте его. Ведь насилие совершил другой человек, а пострадал ваш ребенок;
· внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
· не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…»;
· не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.